18-19 мая 2007 года в Санкт-Петербурге на базе СПбГПУ прошла XI Всероссийская конференция "Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах". На конференции были представлены Проекты университетов - победителей конкурса инновационных образовательных программ ВУЗов на 2007-2008 годы - СПбГПУ, СПбГУ ИТМО, СПбГЭТУ. На конференции с пленарными докладами:
1. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов С.В. "Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации"
2. Смирнов Е.М. "Развитие и использование на кафедре гидроаэродинамики вычислительных средств для решения фундаментальных и прикладных проблем механики жидкости и газа"
выступили Физ-Меховцы - проф. А.И. Боровков и проф. Е.М. Смирнов.
Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах (XI Всероссийская конференция ФИИТУ-2007, пленарное заседание)
18-19 мая 2007 года в Санкт-Петербурге на базе СПбГПУ прошла XI Всероссийская конференция "Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах" (ФИИТУ-2007) под эгидой Минобрнауки РФ, Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям, Комитета по науке и высшей школе СПб, СПб отделения Международной академии наук высшей школы, Учебно-методического объединения ВУЗов по университетскому политехническому образованию Минобрнауки РФ.

В президиуме XI Всероссийской конференции ФИИТУ-2007: первый проректор СПбГПУ проф. А.И. Рудской (слева) и проректор по УМО проф. В.Н. Козлов
Открыл конференцию с приветствием и вступительным словом первый проректор СПбГПУ А.И. Рудской.
На пленарном заседании с первым докладом:
Федоров М.П., Козлов В.Н., Речинский А.В., Черненькая Л.В. "Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России"
выступил проректор по инновационной деятельности СПбГПУ А.В. Речинский.
На пленарном заседании XI Всероссийской конференции ФИИТУ-2007 выступает проректор по инновационной деятельности СПбГПУ А.В. Речинский
В своем докладе проректор А.В. Речинский остановился на следующих положениях Инновационной образовательной программы СПбГПУ, победившей в конкурсе инновационных образовательных программ ВУЗов на 2007-2008 годы:
- миссия Университета – “опережающая подготовка инженерных и научных кадров на основе перспективных исследований и научно-технических разработок с целью осуществления технологических прорывов на российском и мировом рынках наукоемкой продукции и услуг”;
- цель инновационной образовательной программы – “развитие политехнической системы опережающей подготовки инженерных и научных кадров по приоритетным направлениям науки и техники на базе широкого использования современных компьютерных технологий инженерного анализа и проектирования”;
Здесь принципиально важно отметить фундаментальный характер применения передовых компьютерных технологий мирового уровня – наукоемких компьютерных технологий инженерного анализа (CAE-технологии, Computer-AidedEngineering, компьютерный инжиниринг) и технологий компьютерного проектирования (CAD-технологии, Computer-AidedDesign, САПР – системы автоматизированного проектирования).
Достижение поставленной цели и успешное решение общих задач Программы предполагает реализацию четырех инновационных образовательных проектов (ИОП):
- ИОП-1: Инновационные образовательные технологии и информационная инфраструктура политехнической системы подготовки кадров;
- ИОП-2: Материалы, наноматериалы и химические технологии;
- ИОП-3: Энергосберегающие технологии;
- ИОП-4: Производственные технологии в машиностроении.
Далее, докладчик акцентировал внимание участников конференции на том, что “одной из основных особенностей Программы является создание локальных учебно-научно-инновационных Форсайт-структур и их интегрирование в рамках структуры Университета, которая может стать одним из элементов создаваемой национальной инновационной системы России.
Создаваемая в Университете иерархическая распределенная Форсайт-структура эффективно взаимодействующих между собой подразделений на основе принципа “проблемно- и ресурсно-ориентированного виртуального предприятия” – от образовательного ядра (кафедры и лаборатории классического типа) до распределенной сети Центров (ресурсных, авторизованных, дистрибьюционных, консалтинговых, повышения компетенции и профессиональной переподготовки кадров, трансфера, компетенции, превосходства) -
способна обеспечить генерацию и расширенное воспроизводство знаний, организацию и проведение междисциплинарных исследований фундаментального и прикладного характера по большинству приоритетных направлений и критических технологий, коммерциализацию знаний, умений и навыков, трансфер технологий и результатов из научно-образовательной политехнической среды в различные отрасли отечественной промышленности в рамках “политехнической” системы трансфера.
В докладе были представлены конкретные результаты, которые будут получены в ходе выполнения Программы.
Далее, с развернутым пленарным докладом, излагающим суть Форсайт-структуры, принципы ее построения и развития, а также с конкретными результатами и опытом реализации проекта от имени авторского коллнектива выступил проф. А.И. Боровков:
Рудской А.И., Боровков А.И., Романов С.В. "Форсайт-структура. Принципы построения и развития. Опыт реализации"

В настоящее время в мировой практике в качестве инструмента обоснования образовательной, научно-технической, инновационной политики, а также для прогнозирования и влияния на будущее получила широкое развитие и применение эффективная методология – «Форсайт» (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение, благоразумие, дальновидность, предусмотрительность).
Создаваемая в СПбГПУ учебно-научно-инновационная Форсайт-структура представляет собой сбалансированную, устойчивую, самообучающуюся и непрерывно обновляющуюся структуру - интеллектуальную среду для:
- генерации и расширенного воспроизводства междисциплинарных знаний, создания и развития корпоративной инновационной культуры;
- развития и распространения современных ключевых компетенций и наукоемких технологий, адекватных актуальным научно-технологическим вызовам глобальной экономики;
- развития и интенсивной коммерциализации технологий и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, реализации их на практике,в условиях резкого увеличения скорости, сложности и непредсказуемости происходящих изменений;
- обеспечения высокого качества и престижности политехнического образования.

Докладчик отметил и проиллюстрировал основные принципы, используемые для построения и дальнейшего развития учебно-научно-инновационной Форсайт-структуры в СПбГПУ:
- принцип государственного участия;
- принцип приоритетности долгосрочных целей;
- принципы Э. Деминга;
- принципы JoinerAssociates (треугольник Джойнера);
- кайдзен-принципы – принципы непрерывного процесса совершенствования, составляющие центральную концепцию японского менеджмента;
- принцип “скорострельности” Toyota –“мы делаем все необходимое, чтобы сократить временной промежуток от момента, когда Заказчик обращается к нам, и до момента оплаты за выполненную работу”;
- принцип самообучающейся организации (Learning Organisation);
- принцип “компания – создатель знания” (The Knowledge Creating Company);
- принцип стратегии бизнес-прорыва;
- принцип McKinsey – “война за таланты”;
- принцип “политехничности”;
- принцип капитализации Know-Howи ключевых компетенций;
- принцип междисциплинарности / мультидисциплинарности – переход от узкоспециализированных отраслевых квалификаций к набору ключевых компетенций – способности и готовности вести определенную деятельность (научную, инженерную, конструкторскую, расчетную, технологическую и т.д.), отвечающую высоким требованиям мирового рынка; отметим очень удачное и самое лаконичное определение компетенций как “активных знаний” – “знаний в действиях”;
- принцип “обучение через решение задач”;
- принцип “образование через всю жизнь” и другие принципы.
Проф. А.И. Боровков охарактеризовал многолетний положительный опыт реализации комплексной междисциплинарной подготовки специалистов в области вычислительной механики и компьютерного инжиниринга на основе:
- передовых наукоемких компьютерных технологий, тотально использующих современные средства визуализации:
- CAD, Computer-Aided Design – компьютерное проектирование;
- FEA, Finite Element Analysis – конечно-элементный анализ, в первую очередь, задач механики деформируемого твердого тела, механики конструкций, машин, приборов, установок и сооружений;
- CFD, Computational Fluid Dynamics – вычислительная гидроаэродинамика;
- CAE, Computer-Aided Engineering – наукоемкий компьютерный инжиниринг, как правило, основанный на математическом описании многомерных задач с помощью нестационарных нелинейных дифференциальных уравнений в частных производных;
- Virtual Product Development – виртуальная разработка изделий;
- MultiPhysics & Multilevel & Adaptive – междисциплинарные / мультидисциплинарные (“мультифизичные”), многоуровневые / многомасштабные адаптивные вычислительные технологии;
- современных инновационных подходов, доминирующих в мировой промышленности:
- Simulation-Based Design – компьютерное проектирование конкурентоспособной продукции, основанное на тотальном применении конечно-элементного моделирования;
- DigitalMock-Up (DMU, цифровой прототип) – виртуальная, цифровая трехмерная модель изделия и всех его компонентов, позволяющая исключить из процесса разработки изделия создание дорогостоящих натурных моделей-прототипов, позволяющая “измерять” и моделировать любые характеристики объекта практически в любых условиях эксплуатации;
- Distributed High Performance Computing – распределенные высокопроизводительные вычисления на основе проблемно-ориентированных специально генерируемых и произвольно масштабируемых вычислительных кластеров, построенных с помощью распределенных неоднородных вычислительных и телекоммуникационных ресурсов для решения сложных задач;
- 3DVisualization & VirtualReality & Global Visual Collaboration – глобальное сотрудничество между рассредоточенными по всему миру и эффективно взаимодействующими между собой командами на основе высоких технологий визуализации, виртуальной реальности, моделирования реалистичного поведения и создания “эффекта присутствия”;
- Research Knowledge Management – менеджмент, генерация, капитализация и тиражирование формализованных и, что принципиально более важно, неформализованных знаний – основного источника международной конкурентоспособности;
- Product Lifecycle Management, PLM-технологии – инновационные 3D и визуализационные компьютерные технологии, позволяющие эффективно управлять и значительно сокращать как время, так и затраты на всех этапах жизненного цикла продукции;
- Innovations & Kaizen–комплексное взаимодополняющее применение современных инновационных и кайдзен-технологий, обеспечивающих регулярное внедрение инноваций, непрерывное совершенствование бизнес-процессов с целью снижения затрат и повышения качества продукции;
- GlobalOutsorcing & Outstaffing – “величайшие открытия бизнеса последних десятилетий”, которые в настоящее время являются основополагающими высокими технологиями организации глобально конкурентоспособных производств.
В заключение своего доклада проф. А.И. Боровков представил опыт реализации учебно-научно-инновационной Форсайт-структуры, создаваемой на основе учебно-научно-инновационной лаборатории "Вычислительная механика" (CompMechLab) СПбГПУ, и конкретные результаты:
С представлением Инновационной образовательной программы Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механик и оптики выступил проф. В.А. Тарлыков:
Васильев В.Н., Иванов А.В., Колесников Ю.Л., Стафеев С.К.. Тарлыков В.А., Шехонин А.А. "Инновационная система подготовки специалистов нового поколения в области информационных и оптических технологий".
С представлением Инновационной образовательной программы Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" выступил первый проректор, проф. В.М. Кутузов:
Пузанков Д.В., Кутузов В.М., Шелудько В.Н., Лысенко Н.В., Рябов В.Ф. "Инновационная образовательная программа Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ".
На пленарном заседании были заслушаны также доклады:
Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Розина Н.М. (СПбГПУ) "Компетентностные модели, Федеральные государственные образовательные стандарты и инновационные образовательные программы СПбГПУ";
Арсеньев Д.Г., Сурыгин А.И. (СПбГПУ, ИМОП) "Международный опыт аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования";
Смирнов Е.М. (СПбГПУ, ФМФ) "Развитие и использование на кафедре гидроаэродинамики вычислительных средств для решения фундаментальных и прикладных проблем механики жидкости и газа";
Радкевич М.М., Шабров Н.Н. (СПбГПУ, ММФ) "Формирование учебно-научно-инновационной среды CALS технологий в машиностроении";
Блинов Л.Н., Ананичев В.А., Семенча А.В. (СПбГПУ, ФТиМ) "Технологии получения новых многокомпонентных высокочистых материалов с заданными свойствами".
*******
Во второй половине дня состоялись секционные заседания, в частности, на кафедре "Механика и процессы управления" под председательством проф. А.И. Боровкова, проф. С.Ф. Бурдакова, доц. Д.В. Шевченко прошло заседание секции "Машиностроение, механика и процессы управления".